Комитет образования администрации городского округа «Город Чита» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20»
Проект
«Нелинейное расписание, как основа повышения эффективности
здоровье сберегающей работы в образовательном учреждении»
Чита, 2013
Актуальность темы.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» формулирует главные задачи современной школы: «Именно индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных программ, которые вызовут у ребенка интерес к учебе. Практика индивидуального обучения с учетом возрастных особенностей, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий позитивно скажутся на здоровье школьников. Но здесь нужны не только меры со стороны взрослых. Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья»
Те условия, в которых живет школьник, влияют на здоровье, физическое и психическое развитие, эмоциональное состояние ребенка, социально-психологическую адаптацию. Если учитывать, что школьники проводят в школе 40-70 %, то важно грамотно распределить время на учебу, отдых, прогулку, занятия кружковой работы.
Категорией, регламентирующей внешнюю сторону организации процесса обучения, т.е., определяющую, Когда? Где? Кто и как обучается?, является расписание. Данный проект направлен на создание и апробацию нелинейной модели школьного расписания в общеобразовательном учреждении. Эта проблема в последнее время стала темой дискуссий, как со стороны педагогических работников, так и экспертов в области образования: «переход к нелинейному расписанию, к нелинейной образовательной программе, где ни один класс не сидит в одном и том же месте в одно и то же время. Должны быть разные группы людей - кто-то идет на хор, кто-то на экскурсию. Образовательные путешествия тоже должны стать частью программы, легальными занятиями[1]».
Эта идея находит поддержку и со стороны министерства «это не будет день сплошных уроков - это комбинация уроков, театральных, спортивных, индивидуальных занятий, экскурсий и походов, социальных проектов. Разнообразие занятий - это и условие сохранения здоровья, и достижение необходимых результатов. Если к тому же в стандарте будет закреплена система оплаты труда учителя, при которой оплачиваются не только уроки, но и все занятия, которые он или она проводит с детьми, в том числе и индивидуальные занятия, и экскурсии, и походы, и ведение школьного театра, и т. д., то надо будет увеличивать фонд оплаты труда примерно на 30% по сравнению с существующим.».[2]
Основные идеи нелинейного расписания:
- отказ от единообразия и шаблонности в организации образовательного процесса и взятие курса на вариативность содержания и способов обучения;
- выстраивание образовательного пространства, адекватным возрастным особенностям ребенка через создание условий для социального и образовательного самоопределения, позволяющего обучающемуся занимать осмысленную, активную и деятельную жизненную позицию, делать выбор не только в содержании образовании, но и в формах и способах его получения (очное, заочное, экстернат, дистанционное).
Мнение экспертов: «Известно, что пики умственной активности приходятся на 11 часов, 15 часов и 22 часа. Поэтому логично (многократно доказано и никем не опровергнуто!) заниматься музыкой или рисованием в 9 утра, а физикой – в 11 или 15 часов. Скептики возразят, что это невозможно организовать. Значит, получается, что взрослым это организовать сложно, и поэтому они облегчают себе жизнь, а все трудности (которые, кстати, никуда не исчезают!) цинично перекладывают на хрупкие плечи детей. И от них же требуют эти препятствия преодолевать! Вы можете спросить, есть ли способ организовать чередование предметов по-человечески, чтобы они плавно перетекали из одного в другой и не портили детям, учителям и родителям нервы. Так как в школе приходится проживать большую часть дня, то, для того чтобы заполнить «сосуд» нужным объёмом знаний, надо их умело чередовать, выстраивая (с позиции здравого смысла, логики, да и просто любви к детям) более рациональную последовательность занятий. Сначала нагрузка на тело; затем – на воображение (рисование, музыка, когда задействовано правое полушарие головного мозга); потом – на лёгкие (игры на воздухе); затем – на ум (науки); затем – на желудок (дети любят «перекусить»); потом – на душу (литература, психологические упражнения), память (языки), мышцы (спорт), чувства (упражнения по разбору ситуаций), руки (умение мастерить). Мы так и сделали. Что получили в результате? День пролетает незаметно, причём без тени усталости, но с чувством выполненного долга, с ощущением радости от полноценно прожитого дня»[3].
1. Необходимость изменений условий образовательного процесса
Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и само анализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их к жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды. Одна из основных проблем связана с тем, что требования ФГОС (системно-деятельностный подход, расширение внеурочных форм учебной деятельности, изменение системы оценивания, учет возрастных особенностей школьников с обеспечением насыщенной информационно-образовательной средой и т.п.) не укладываются в существующий формат образовательного процесса (формат линейного расписания учебных занятий, формат традиционной модели разработки учебного плана).
Согласно анализу итогов образовательной деятельности школы в течение последних лет сохраняется тенденция снижения показателей здоровья учащихся нашей школы, не смотря на значительные усилия, предпринимаемые большинством педагогов при организации деятельности школьников в данном направлении.
Поэтому из ряда педагогических технологий ключевыми выделим здоровье сберегающие технологии. Они наиболее значимы по степени влияния на здоровье учеников. Главный их признак - использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их реализация достигает цели в полной мере лишь при осознании всеми педагогами школы своей солидарной ответственности за сохранение здоровья детей и получении необходимой профессиональной подготовки для работы в этом направлении.
Нелинейное (динамическое) расписание может стать действенным механизмом консолидации деятельности педагогического коллектива по сохранению и укреплению здоровья школьников, поскольку оно позволяет:
- объединить то, что традиционно определяется как учебная и внеучебная сферы деятельности ребенка;
- сформировать образовательное пространство учреждения, способствующее реализации индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
- объединить в единый функциональный комплекс образовательные, воспитательные и оздоровительные процессы;
- снизить утомляемость школьников, которое в течение учебного дня активно двигаются, занимаются творчеством, работают индивидуально;
-повысить их интерес к изучаемым дисциплинам и обеспечить достижение новых результатов (УУД).
2. Цель проекта:
- Изменение условий образовательного процесса в школе, через создание нелинейной структуры школьного расписания, ориентированного на повышения эффективности работы по сохранению и укреплению здоровья школьников.
3. Задачи проекта:
- разработка и апробация механизмов интеграции общего и дополнительного образования в учебно-воспитательном процессе школы;
- формирование у обучающихся и сотрудников школы потребности в поддержании и укреплении здоровья;
- обеспечение условий индивидуализации образования для развития познавательной активности обучающихся через построение индивидуальных образовательных траекторий и их реализации.
При введении нелинейного расписания не исключены и такие риски:
- неприятие новой модели родителями;
- неготовность педагогов работать в новых условиях;
- неадекватная оценка учащимися своих учебных возможностей;
- недостаточные технические и кадровые возможности школы;
- отдалённость школы от досугово-культурных центров горда.
Поэтому при внедрении проекта необходимо спланировать и поэтапно провести соответствующую разъяснительную работу среди педагогов, учащихся и их родителей и подготовку необходимых условий для внедрения нелинейного расписания.
4.Этапы внедрения проекта:
1 этап – подготовительный (теоретический) - 2012-2013 учебный год
- изучение теории, зарубежного и отечественного опыта по организации работы школ полного дня
- изучить состояние здоровья учащихся
- формирование учебного плана и расписания
- назначение исполнителей и создание рабочих групп по реализации проекта
2 этап – практический – 2013–2014 и 2014-2015 учебные годы
- выявление наиболее эффективных форм и методов нелинейного расписания
- введение новой модели расписания в «пилотных» классах начальной школы
- апробация нелинейного расписания во всех классах начальной школы, реализующих ФГОС
3 этап – контрольно-обобщающий
- сбор и анализ результатов выполнения проекта;
- анализ удовлетворенности учителей, учащихся, их родителей здоровье сберегающей деятельностью и комфортностью психологического климата в школе;
- анализ мониторинга – поэтапного и итогового, состояния здоровья учащихся.
5. Ожидаемые результаты:
- согласованный режим дня, единое (в т.ч. нелинейное) расписание урочной и внеурочной занятости учащихся;
- разработан алгоритм создания индивидуальных образовательных траекторий учащихся;
- сформирована потребность в поддержании и укреплении здоровья.
6. Модель нелинейного расписания. Вариант 1
На данный момент нами разработана модель нелинейного расписания для «пилотных классов» (1аб) начальной школы, апробация которой осуществляется с начала II четверти текущего учебного года. Расписание уроков (чётная неделя)
День
|
Время урока для 1-х классов
|
1 «а» класс
|
1 «б» класс
|
П
о
н
-
к
|
8.30-9.05
|
Математика
|
Обучение грамоте
|
9.15-9.50
|
Физическая культура
|
Обучение письму
|
10.05-10.40
|
Библиотечный урок
|
Работа в детском движении
|
10.40-11.10
|
Динамическая пауза
|
11.10-11.45
|
Обучение грамоте
|
Математика
|
12.00-12.35
|
Обучение письму
|
Физическая культура
|
12.50-4.20
|
ГПД
|
В
т
-
к
|
8.30-9.05
|
Технология
|
Технология
|
9.15-9.50
|
Математика
|
Математика
|
10.05-10.40
|
Солнечные краски
|
Игры народов мира
|
10.40-11.10
|
Динамическая пауза
|
11.10-11.45
|
Обучение грамоте
|
Обучение грамоте
|
12.00-12.35
|
Обучение письму
|
Обучение письму
|
12.50-4.20
|
ГПД
|
С
р
е
д
а
|
8.30-9.05
|
Музыка
|
Окружающий мир
|
9.15-9.50
|
Физич. культура
|
Музыка
|
10.05-10.40
|
Математика
|
Физическая культура
|
10.40-11.10
|
Динамическая пауза
|
11.10-11.45
|
Обучение письму
|
Математика
|
12.00-12.35
|
Окружающий мир
|
Обучение письму
|
12.50-13.25
|
ГПД
|
13.40-15.10
|
Вокально-хоровая студия
|
Мастера и мастерицы
|
Ч
е
т
-
г
|
8.30-9.05
|
ИЗО
|
Обучение грамоте
|
9.15-9.50
|
Обучение грамоте
|
Обучение письму
|
10.05-10.40
|
Обучение письму
|
Математика
|
10.40-11.10
|
Динамическая пауза
|
11.10-11.45
|
Математика
|
ИЗО
|
12.00-12.35
|
Экскурсия
|
Экскурсия
|
12.50-4.20
|
ГПД
|
П
я
т
-
а
|
8.30-9.05
|
Окружающий мир
|
Окружающий мир
|
9.15-9.50
|
Физическая культура
|
Обучение грамоте
|
10.05-10.40
|
Час общения
|
Обучение письму
|
10.40-11.10
|
Динамическая пауза
|
11.10-11.45
|
Обучение грамоте
|
Физическая культура
|
12.00-12.35
|
Обучение письму
|
Час общения
|
12.50-4.20
|
ГПД
|
При реализации модели предусмотрены разнообразные формы проведения динамических пауз: понедельник – прогулка, поход, экскурсия; вторник – разучивание подвижных игр (на свежем воздухе); среда – день спорта (соревнования, эстафеты и т.д.); четверг - игры народов мира; пятница – День здоровья.
Два раза в месяц спланированы часы общения, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни («Разговор о правильном питании», «Все цвета, кроме черного» (ранняя профилактика наркотизма), «Приключения в стране здоровья» и т.п.). Они проводятся в форме бесед с презентацией классным руководителем, тематической консультации школьного фельдшера, а также викторин, конкурсов, защиты проектов, организуемых социальным педагогом, вожатой или педагогом-организатором ОБЖ по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек в рамках проводимых месячников.
[1] Александр Изотович АДАМСКИЙ, ректор Института образовательной политики "Эврика", зам. председателя Комиссии по вопросам интеллектуального потенциала нации Общественной палаты РФ.
[2] Исаак Иосифович КАЛИНА, заместитель министра образования и науки.
[3] М.В. Спиваковский «Образовательный взрыв»
|