Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 06.05.2024, 04:25

Официальный сайт МБОУ СОШ № 20 г.Читы

Меню сайта
Категории раздела
Методическая работа [2]
Воспитание [3]
Форма входа

Калейдоскоп школьной жизни

Главная » Статьи » Методическая работа

Проект экспериментальной работы

Комитет образования администрации городского округа «Город Чита» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20»

 

 

 

 

 

Проект

«Нелинейное расписание, как основа повышения эффективности

здоровье сберегающей работы                              в образовательном учреждении»

Чита, 2013

Актуальность темы.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» формулирует главные задачи современной школы:  «Именно индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных программ, которые вызовут у ребенка интерес к учебе. Практика индивидуального обучения с учетом возрастных особенностей, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий позитивно скажутся на здоровье школьников. Но здесь нужны не только меры со стороны взрослых. Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья»

Те условия,  в которых живет  школьник, влияют на здоровье, физическое и психическое развитие, эмоциональное состояние ребенка, социально-психологическую адаптацию. Если учитывать, что  школьники проводят в школе 40-70 %, то важно грамотно распределить время на учебу, отдых, прогулку, занятия кружковой работы.

Категорией,   регламентирующей  внешнюю сторону организации процесса обучения, т.е., определяющую, Когда?  Где?  Кто и как обучается?, является расписание. Данный проект направлен на создание и апробацию нелинейной модели школьного расписания в общеобразовательном учреждении. Эта проблема в последнее время стала темой дискуссий, как со стороны педагогических работников, так и экспертов в области образования:  «переход к нелинейному расписанию, к нелинейной образовательной программе, где ни один класс не сидит в одном и том же месте в одно и то же время. Должны быть разные группы людей - кто-то идет на хор, кто-то на экскурсию. Образовательные путешествия тоже должны стать частью программы, легальными занятиями[1]».

Эта идея находит поддержку и со стороны министерства  «это не будет  день сплошных уроков - это комбинация уроков, театральных, спортивных, индивидуальных занятий, экскурсий и походов, социальных проектов. Разнообразие занятий - это и условие сохранения здоровья, и достижение необходимых результатов. Если к тому же в стандарте будет закреплена система оплаты труда учителя, при которой оплачиваются не только уроки, но и все занятия, которые он или она проводит с детьми, в том числе и индивидуальные занятия, и экскурсии, и походы, и ведение школьного театра, и т. д., то надо будет увеличивать фонд оплаты труда примерно на 30% по сравнению с существующим.».[2]

Основные идеи нелинейного расписания:

  • отказ от единообразия и шаблонности в организации образовательного процесса и взятие курса на вариативность содержания и способов обучения;
  • выстраивание образовательного пространства, адекватным возрастным особенностям ребенка через создание условий для социального и образовательного самоопределения, позволяющего обучающемуся занимать осмысленную, активную и деятельную жизненную позицию, делать выбор не только в содержании образовании, но и в формах и способах его получения (очное, заочное, экстернат, дистанционное).

Мнение экспертов: «Известно, что пики умственной активности приходятся на 11 часов, 15 часов и 22 часа. Поэтому логично (многократно доказано и никем не опровергнуто!) заниматься музыкой или рисованием в 9 утра, а физикой – в 11 или 15 часов. Скептики возразят, что это невозможно организовать. Значит, получается, что взрослым это организовать сложно, и поэтому они облегчают себе жизнь, а все трудности (которые, кстати, никуда не исчезают!) цинично перекладывают на хрупкие плечи детей. И от них же требуют эти препятствия преодолевать! Вы можете спросить, есть ли способ организовать чередование предметов по-человечески, чтобы они плавно перетекали из одного в другой и не портили детям, учителям и родителям нервы. Так как в школе приходится проживать большую часть дня, то, для того чтобы заполнить «сосуд» нужным объёмом знаний, надо их умело чередовать, выстраивая (с позиции здравого смысла, логики, да и просто любви к детям) более рациональную последовательность занятий. Сначала нагрузка на тело; затем – на воображение (рисование, музыка, когда задействовано правое полушарие головного мозга); потом – на лёгкие (игры на воздухе); затем – на ум (науки); затем – на желудок (дети любят «перекусить»); потом – на душу (литература, психологические упражнения), память (языки), мышцы (спорт), чувства (упражнения по разбору ситуаций), руки (умение мастерить). Мы так и сделали. Что получили в результате? День пролетает незаметно, причём без тени усталости, но с чувством выполненного долга, с ощущением радости от полноценно прожитого дня»[3].

 

1.  Необходимость изменений условий образовательного процесса

Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и само анализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их к  жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды.  Одна из основных проблем связана с тем, что требования ФГОС (системно-деятельностный подход, расширение внеурочных форм учебной деятельности, изменение системы оценивания, учет возрастных особенностей школьников с обеспечением насыщенной информационно-образовательной средой и т.п.) не укладываются в существующий формат образовательного процесса (формат линейного расписания учебных занятий, формат традиционной модели разработки учебного плана).

Согласно анализу итогов образовательной деятельности школы в течение последних  лет   сохраняется тенденция снижения показателей здоровья учащихся нашей школы, не смотря на значительные усилия, предпринимаемые большинством педагогов при организации деятельности школьников в данном направлении.

Поэтому из  ряда педагогических технологий ключевыми выделим здоровье сберегающие технологии. Они наиболее значимы по степени влияния на здоровье учеников. Главный их признак - использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их реализация достигает цели в полной мере лишь при осознании всеми педагогами школы своей солидарной ответственности за сохранение здоровья детей и получении необходимой профессиональной подготовки для работы в этом направлении.

Нелинейное (динамическое) расписание может стать действенным механизмом консолидации деятельности педагогического коллектива по сохранению и укреплению  здоровья школьников, поскольку оно позволяет:

  •  объединить то, что традиционно определяется как учебная и внеучебная сферы деятельности ребенка;
  • сформировать образовательное пространство учреждения, способствующее реализации индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
  • объединить в единый функциональный комплекс образовательные, воспитательные и оздоровительные процессы;
  • снизить утомляемость школьников, которое в течение учебного дня активно двигаются, занимаются творчеством, работают индивидуально;

-повысить их интерес к изучаемым дисциплинам и обеспечить достижение новых результатов (УУД).

2. Цель проекта:

  • Изменение условий образовательного процесса в школе, через создание нелинейной структуры школьного расписания, ориентированного на повышения эффективности работы по сохранению и укреплению здоровья школьников.

3. Задачи проекта:

  •  разработка и апробация механизмов интеграции общего и дополнительного образования  в учебно-воспитательном процессе школы;
  •  формирование  у обучающихся и сотрудников школы потребности в поддержании и укреплении здоровья;
  •  обеспечение условий индивидуализации образования для развития познавательной активности  обучающихся  через построение индивидуальных образовательных траекторий и их реализации.

При введении нелинейного расписания не исключены и такие риски:

  •  неприятие новой модели родителями;
  •  неготовность педагогов работать в новых условиях;
  • неадекватная оценка учащимися своих  учебных возможностей;
  •  недостаточные технические и кадровые возможности школы;
  •  отдалённость школы от досугово-культурных центров горда.

   Поэтому  при внедрении проекта необходимо спланировать и поэтапно провести соответствующую  разъяснительную работу среди педагогов, учащихся и их родителей и подготовку необходимых условий для внедрения нелинейного расписания.                                       

 

 

4.Этапы внедрения проекта:

1 этапподготовительный   (теоретический) -  2012-2013 учебный год                                                                                                             

  • изучение теории, зарубежного и отечественного опыта по организации работы школ полного дня
  • изучить  состояние здоровья учащихся
  • формирование учебного плана и расписания
  • назначение исполнителей и создание рабочих групп по реализации проекта

2 этаппрактический – 2013–2014 и 2014-2015 учебные годы

  • выявление наиболее эффективных форм и методов нелинейного расписания
  • введение новой модели расписания в «пилотных» классах начальной школы
  • апробация нелинейного расписания во всех классах начальной школы, реализующих ФГОС

3 этапконтрольно-обобщающий

  • сбор и анализ результатов выполнения проекта;
  • анализ удовлетворенности учителей, учащихся, их родителей здоровье сберегающей деятельностью и комфортностью психологического климата в школе;
  • анализ мониторинга – поэтапного и итогового, состояния здоровья учащихся.

5. Ожидаемые результаты:

  •  согласованный режим дня, единое (в т.ч. нелинейное)  расписание урочной и внеурочной занятости учащихся;
  •  разработан алгоритм  создания индивидуальных образовательных  траекторий учащихся;
  •  сформирована потребность в поддержании и укреплении здоровья.

 6. Модель  нелинейного расписания.   Вариант 1 

           На данный  момент нами  разработана модель нелинейного расписания для  «пилотных классов» (1аб) начальной школы, апробация которой осуществляется с начала II четверти текущего учебного года. Расписание уроков (чётная неделя)

 

 

 

 

 

 

 

 

День

Время урока для 1-х классов

1 «а» класс

1 «б» класс

П

о

н

-

к

8.30-9.05

Математика

Обучение грамоте

9.15-9.50

Физическая  культура

Обучение письму

10.05-10.40

Библиотечный урок

 Работа в детском движении

10.40-11.10

Динамическая пауза

11.10-11.45

Обучение грамоте

Математика

12.00-12.35

Обучение письму

Физическая культура

12.50-4.20

ГПД

В

т

-

к

8.30-9.05

Технология

Технология

9.15-9.50

Математика

Математика

10.05-10.40

Солнечные краски

 Игры народов мира

10.40-11.10

Динамическая пауза

11.10-11.45

Обучение грамоте

Обучение грамоте

12.00-12.35

Обучение письму

Обучение письму

12.50-4.20

ГПД

  С

р

е

д

а

8.30-9.05

Музыка

Окружающий мир

9.15-9.50

Физич. культура

Музыка

10.05-10.40

Математика

Физическая культура

10.40-11.10

Динамическая пауза

11.10-11.45

Обучение письму

Математика

12.00-12.35

Окружающий мир

Обучение письму

12.50-13.25

ГПД

13.40-15.10

Вокально-хоровая студия

Мастера и мастерицы

Ч

е

т

-

г

8.30-9.05

ИЗО

Обучение грамоте

9.15-9.50

Обучение грамоте

Обучение письму

10.05-10.40

Обучение письму

Математика

10.40-11.10

Динамическая пауза

11.10-11.45

 Математика

ИЗО

12.00-12.35

Экскурсия

Экскурсия

12.50-4.20

ГПД

П

я

т

-

а

8.30-9.05

Окружающий мир

Окружающий мир

9.15-9.50

Физическая культура

Обучение грамоте

10.05-10.40

Час общения

Обучение письму

10.40-11.10

Динамическая пауза

11.10-11.45

Обучение грамоте

Физическая культура

12.00-12.35

Обучение письму

Час общения

12.50-4.20

ГПД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    

 

 

 

 

 

 

           При  реализации модели предусмотрены разнообразные формы проведения динамических пауз: понедельник – прогулка, поход, экскурсия; вторник – разучивание подвижных игр (на свежем воздухе);  среда –  день спорта (соревнования, эстафеты и т.д.);  четверг -  игры народов мира;  пятница – День здоровья.

         Два раза в месяц  спланированы часы общения,  направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни («Разговор о правильном питании», «Все цвета, кроме черного» (ранняя профилактика наркотизма), «Приключения в стране здоровья» и т.п.). Они  проводятся в форме бесед с презентацией классным руководителем, тематической консультации школьного фельдшера, а также викторин, конкурсов, защиты проектов, организуемых социальным педагогом, вожатой или педагогом-организатором ОБЖ по проблемам сохранения и ук­репления здоровья, профилактики вредных привычек в рамках проводимых месячников.

 

 

 

[1] Александр Изотович АДАМСКИЙ, ректор Института образовательной политики "Эврика", зам. председателя Комиссии по вопросам интеллектуального потенциала нации Общественной палаты РФ.

[2] Исаак Иосифович КАЛИНА, заместитель министра образования и науки.

[3] М.В. Спиваковский «Образовательный взрыв»

 

Категория: Методическая работа | Добавил: School-20 (20.05.2014)
Просмотров: 1026 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Block title
Block content
Полезные ссылки
  • Сайт г.Читы


  • Школа №20 г.Читы © 2024