Сценарии классных часов
Сценарий классного часа, посвященный
Мемориальному ансамблю «Могила Неизвестного Солдата»
Цель: рассказать детям о бессмертном подвиге советских людей , о героической защите страны от фашистских захватчиков, о неизвестных солдатах не вернувшихся с войны.
Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; экран.
«Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен»
Ход:
Учитель:
Мемориальный ансамбль «Могила Неизвестного Солдата» расположен в Александровском саду у стен Московского Кремля. Проект выполнили архитекторы Дмитрий Иванович Бурдин, Юрий Романович Рабаев и В.А. Климов, при участии скульптора Николая Васильевича Томского.
Надгробную плиту венчает бронзовая композиция в виде солдатской каски и лавровой ветви, которые лежат на боевом знамени.
В центре мемориала находится ниша, где установлена бронзовая звезда с вечным огнем и нанесена надпись буквами из лабрадорита:
«Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен»
(авторство приписывают поэту Сергею Михалкову единолично, хотя в некоторых источниках есть утверждение о коллективном труде в лице Михаила Луконина, Константина Симонова, Сергея Смирного и самого Михалкова).
На экране демонстрируется военная хроника открытия памятника.
2 ученик:
По левую сторону от могилы Неизвестному Солдату установлена плита из малинового кварцита, на которую нанесена надпись «1941 ПАВШИМ ЗА РОДИНУ 1945». Правая сторона комплекса представляет собой гранитную аллею с расположенными на ней блоками из порфира темно-красного цвета, с указанием городов-героев и изображением медали «Золотая Звезда» (в каждый блок замурована капсула с землей из соответствующего города).
3 ученик:
Далее от аллеи городов-героев размещена стела в честь городов воинской славы. Монумент представляет собой блок длиной порядка 10 метров, выполненный из красного гранита. На нем надписи - «ГОРОДА ВОИНСКОЙ СЛАВЫ» и поименный список самих городов.
4 ученик: Из истории памятника Неизвестному Солдату в Александровском саду
3 декабря 1966 года, в дни празднования 25-летней годовщины разгрома немецко-фашистских войск под городом Москвой, к Кремлевской стене в Александровском саду был перенесен прах неизвестного солдата из братской могилы, которая располагалась перед въездом в подмосковный Зеленоград (41 километр Ленинградского шоссе).
5 ученик:
Вот как описывали это событие в советской прессе:
«… 2 декабря 1966 года, в 14 часов 30 минут, останки одного из покоящихся в братской могиле воинов поместили в гроб, увитый оранжево-черной лентой. Молодые солдаты, стоявшие в почетном карауле, сменялись каждые два часа весь вечер, всю ночь и утро следующего дня. 3 декабря в 11 часов 45 минут гроб установили на открытую машину, которая двинулась по Ленинградскому шоссе к Москве. На Манежной площади состоялся митинг, и гроб с останками Неизвестного солдата под артиллерийский залп был опушен в могилу».
6 ученик:
Мемориальный комплекс «Могила Неизвестного солдата» был торжественно открыт 8 мая 1967 года. Вечный огонь зажег Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев, который принял факел, зажженный на Марсовом поле города Ленинграда, от прославленного летчика, Героя Советского Союза Алексея Маресьева.
7 ученик:
С тех пор, в памятные дни, связанные с событиями Великой Отечественной войны, во время посещения столицы государственными делегациями из зарубежных стран, к Могиле Неизвестного Солдата возлагают венки и множество цветов, проходят строем солдаты Почетного караула.
8 ученик:
Вечный огонь лишь однажды был потушен и перенесен на Поклонную гору 27 декабря 2009 года. Это было связано с проведением реконструкции комплекса. Вернули его на место 23 февраля 2010 года.
За этот период были проведены реставрационные работы, а также работы по установке стелы «ГОРОДА ВОИНСКОЙ СЛАВЫ».
9 ученик:
В наши дни мемориал «Могила Неизвестного Солдата» у Кремлевской стены стал культовым местом. Возложить цветы и посмотреть развод Почетного караула, несущего вахту на посту №1, приходят москвичи, гости столицы и многочисленные туристы из зарубежья.
10 ученик:
На надгробной плите установлена бронзовая композиция — солдатская каска и лавровая ветвь, лежащие на боевом знамени.
В центре мемориала — ниша с надписью «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен» (предложенаС. В. Михалковым, по другой версии — результат совместного творчества поэтов и писателейМ. К. Луконина, С. В. Михалкова, К. М. Симонова и С. С. Смирнова.[1]) из лабрадорита с бронзовой пятиконечной звездой в центре, в середине которой горит Вечный огонь славы.
11 ученик:
Слева от могилы — стена из шокшинского малинового кварцита с надписью: «1941 Павшим за Родину 1945»; справа — гранитная аллея с блоками из тёмно-красного порфира. На каждом блоке — название города-героя и чеканное изображение медали «Золотая Звезда». В блоках содержатся капсулы с землёй городов-героев:
- «Ленинград» (с Пискарёвского кладбища),
- «Киев» (от подножия Обелиска участникам обороны города),
- «Сталинград» (с Мамаева кургана) — до сентября 2004 года надпись гласила «Волгоград»[2],
- «Одесса» (с рубежей обороны),
- «Севастополь» (с Малахова кургана),
- «Минск» (с рубежей обороны),
- «Керчь» (с рубежей обороны),
- «Новороссийск» (с рубежей обороны),
- «Брестская крепость» (от подножия стен),
- «Тула» (с рубежей обороны),
- «Мурманск» (с рубежей обороны),
- «Смоленск» (с рубежей обороны).
12 ученик:
Справа от аллеи городов-героев — стела из красного гранита в честь городов воинской славы. Стела представляет собой блок на гранитовом постаменте, схожий с блоками аллеи городов-героев, длиной около 10 метров. В левой части стена с надписью «Города воинской славы»; справа вдоль блока — названия 40 городов воинской славы, разбитых на столбцы по 4 города в каждом:
Звучит песня «День Победы»
Классный час «Урок Памяти»
Цель: патриотическое воспитание обучающихся
Задачи:
1.Углубить представления обучающихся о Великой Отечественной войне.
2.Воспитание чувства гражданственности, гордости за исторические свершения нашего народа.
3.Формирование умений у школьников вести поисковую работу, связанную с историей родных и близких, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны.
Оборудование:
- Фрагмент фильма «Они сражались за Родину».
- Письмо капитана Масловского сыну (в конвертах - треугольниках).
- Воспоминания детей войны (карточки для работы в группах).
- Мультимедийное оборудование. Презентация к уроку (ppt)
- Песня из кинофильма «Офицеры».
- Фонограммы к песням «Землянка», «Мы на свет родились»
- Выставка книг о войне.
На доске тема и эпиграф классного часа.
« Урок памяти».
Боль войны - неподъёмная кладь.
И большая людская беда!
Эту память у нас не отнять:
Никому! Ни за что! Никогда!
Вступительное слово учителя:
Эта память о прошлой войне
Не даёт мне покоя давно.
Наша жизнь дорога нам вдвойне,
Когда войны мелькают в кино!
Великая Отечественная война ворвалась в жизнь мирного народа. Люди не жалели жизней и шли в смертельный бой.
-Что так преданно они защищали?
(Дом, семью, детей, город, Родину)
Кадры на экране о Родине.
Родина – улица наша и дом,
Где ты играешь с любимым котом,
Луг, чтоб бежать по траве босиком,
Речка со светлым зеленым леском.
Зимний денек со снежком,
Лед под блестящим коньком,
Садик и школа потом…
Родина…
- Что значит для вас Родина?
Наша Родина – Россия.
Говорят, что чувство любви к Родине необъяснимо. Родина – мать. А разве можно не любить маму? Разве можно бросить ее в беде?
Россия – самая большая в мире страна. Здесь варят сталь, осваивают космос, растят хлеб, учат детей. Здесь безграничны поля и необъятны равнины.
Все это, наверное, и создало русский характер. В нем широта души и долготерпение. Здесь всегда жили люди, которые мыслями, чувствами, делами всей своей жизни утверждали Добро, Красоту, Правду.
Поэтому и встали как один на защиту своей земли.
Фрагмент фильма «Они сражались за Родину».
- Какие чувства вы сейчас испытали? К чему обратила вас память?
(Ответы детей)
Учитель:
Я смотрю старый фильм о войне
И не знаю, кого мне спросить:
Почему нашим людям и нашей стране
Столько горя пришлось пережить?
1 ученик:
Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,
Чтобы не было войн и смертей,
Чтобы мамам страны не пришлось хоронить
Вечно юных своих сыновей.
-Вспомним, как все начиналось.
3 ученик:
Казалось, было холодно цветам
И от росы они едва поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок в росинках весь к цветку приник.
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось?
Кадры о начале войны.
4 ученик:
Война вошла в жизнь нашего народа ненавистным воем вражеских бомб, разрушенными городами и селами, миллионами убитых на фронтах, угнанных в рабство, замученных в лагерях смерти.
На защиту Родины становился весь наш народ. В сердце каждого закипала ненависть к врагу.
Немало подвигов хранит память народная. Обыкновенные люди, два мальчишки- бойца. Они до войны и не знали друг – друга. Но сражаясь вместе, как два брата, отстояли свои рубежи.
2 ученика читают стихотворение:
Василий Лебедев-Кумач. Два друга.
Дрались по-геройски, по-русски
Два друга в пехоте морской:
Один паренек был калужский,
Другой паренек – костромской.
Они точно братья сроднились,
Делили и хлеб и табак,
И рядом их ленточки вились
В огне непрерывных атак.
В штыки ударяли два друга,-
И смерть отступала сама!
- А ну-ка, дай жизни, Калуга?
- Ходи веселей, Кострома!
Но вот под осколком снаряда
Упал паренек костромской...
- Со мною возиться не надо...-
Он другу промолвил с тоской.-
Я знаю, что больше не встану,-
В глазах беспросветная тьма...
- О смерти задумал ты рано!
Ходи веселей, Кострома!
И бережно поднял он друга,
Но сам застонал и упал.
- А ну-ка... дай жизни, Калуга!
Товарищ чуть слышно сказал.
Теряя сознанье от боли,
Себя подбодряли дружки,
И тихо по снежному полю
К своим доползли моряки.
Умолкла свинцовая вьюга,
Пропала смертельная тьма...
- А ну-ка, дай жизни, Калуга!
- Ходи веселей, Кострома!
Учитель:
Не унывали наши защитники, проявляя героизм и храбрость, поддерживали друг друга в дни тяжелых испытаний. Тогда и рождались русские пословицы «Родина – мать, умей за нее постоять».
- А вы, какие пословицы помните об этом?
(«Чужой земли мы не хотим, но и своей не отдадим». «Лучше смерть принять, чем Родину предать». И др.)
Так порой писали с фронта солдаты своим близким, давая наказ верности Отечеству. До сих пор в музеях страны сохранены солдатские конверты, которые бережно напоминают нам о тех людях, их заботах и надеждах, их заповедях.
Кадры писем с фронта.
- Давайте возьмем солдатские треугольники, прочтем их.
В своем письме капитан Масловский обращался к сыну Юрию: «Ну вот, милый мой сын, ну вот мы больше не увидимся. Я получил задание, выполнив которое, не вернусь живым… Этого ты, мой малыш, не пугайся, а гордись той смелостью, с которой пойдет твой папа к смерти, но к победе. От выполнения моего задания зависит жизнь тысяч людей. Сын, ты в каждом письме просил и ждал моего возвращения. Без обмана: больше не жди и не огорчайся, что оставляю тебя. Ты не один, с тобой Родина! Прощай сын! Прощайте все! Любите Родину. Январь 1944 г.»
-Что вас взволновало в письме капитана Масловского?
-Какой наказ дал капитан своему сыну?
Трудно солдатам было на фронте. А что помогло не унывать, не падать духом бойцу?
Помогала солдатам и песни. Они вспоминали о родном доме, о своих близких, обо всем, что дорого сердцу.
Звучит песня «Землянка».
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола как слеза,
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти четыре шага.
Пой гармошка вьюге назло
В белоснежных полях под Москвой,
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой…
- Давайте вспомним, какими они были, защитники Родины?
(Ответы детей: храбрыми, мужественными, выносливыми, проявляли смекалку)
Учитель:
Да. И вместе с тем, это были совсем обычные люди, ничем внешне не похожие на богатырей. Все богатырское они носили в себе, в глубине сердца: горячий патриотизм, несгибаемое мужество, непреклонную стойкость.
К сожалению совсем мало остается тех, кто прошел всю войну, вынес на своих богатырских плечах все ее тяготы. Но живы дети войны – свидетели тех страшных лет. Что они помнят о войне?
На экране кадры о детях войны.
Ученик:
Дети детство узнали в руинах домов,
Эту память вовек не убить,
Лебеда – их еда, а землянка – их кров,
А мечта до Победы дожить.
- У детей война отняла детство.
Тысячи мальчишек и девчонок трудились в тылу врага наравне с взрослыми, заботились о раненых, помогали красноармейцам.
Прочитаем воспоминания детей.
Работа в группах.
«В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели, сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы».
«Я родилась в Ленинграде за пять лет до войны. Зимой 1941-1942 годов не стало отопления, света, воды, и стены домов промерзали. В ту пору на окнах обязательно была светомаскировка, которая скрывала свет иногда горевшей свечи и помогала маме убедить меня – ребенка, что это ночь (даже если был день), а ночью никто не кушает, надо потерпеть. Блокадный паек – 120 граммов хлеба из смеси опилок и муки… А есть очень хотелось, и чувство голода – это одно из устойчивых воспоминаний моего детства…»
«900 дней продержался в блокаде город-герой Ленинград. «Ленинградские дети»… До какого-то момента мы были как все дети, смешливыми, веселыми, изобретательными. Играли осколками снарядов, коллекционировали их (как до войны коллекционировали марки и конфетные фантики), убегали на фронт, ведь передовая была совсем рядом. А потом мы становились самыми тихими на земле детьми. Мы разучились шалить, даже улыбаться и смеяться, даже плакать».
«Мой папа был военным врачом. Война застала нашу семью под Брестом 22 июня 1941 года. Мне было девять с половиной лет. На моих глазах погибли родные, а я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка».
«Мы были малы и не участвовали в Великой Отечественной войне. Когда нам не хватало тетрадок, мы писали диктанты на газетах. Собирали колоски на полях или лекарственные растения в тайге. Шефствуя над ранеными фронтовиками в госпиталях или над семьями погибших воинов, мы чувствовали себя маленькими солдатами, борющимися против фашистских захватчиков».
Обсуждение детских воспоминаний о войне:
-Что вас поразило в этих воспоминаниях?
1418 дней длилась Великая Отечественная война. Фашисты разрушили и сожгли 70 тысяч городов, сел и деревень, 84 тысячи школ, Враг не щадил ни стариков, ни женщин, ни детей. Война унесла более 27 миллионов жизней советских людей.
Давно закончилась война, но в памяти нашей подвиги тех, кто защищал нашу страну от фашизма.
Фонограмма песни «Нет в России семьи такой»
Фотографии встреч со Дня Победы.
Учитель о своих дедушках – защитниках Родины.
Некоторые ребята рассказывают о своих близких:
Учитель: В прошлом году мы встречались с ветеранами, которые живут в нашем городе:
Фотографии высвечиваются на экран.
- Что вы запомнили с этих встреч?
- О чем они мечтали в дни войны? (Ответы детей)
Сколько лет прошло со Дня Победы!
Сколько мирных и счастливых лет!
Благодарны вам за то, отцы и деды,
Что сказали вы фашистам «Нет!»
Благодарны вам за то,
Что отстояли
Вы Отчизну дорогой ценой,
Чтоб улыбки детские сияли,
Вы на смерть шли, жертвуя собой.
- А что мы можем сделать сегодня для тех, кто защищал нашу Родину? Самая главная наша задача - помнить о тех страшных годах, нести эту историю своим детям, внукам, бережно хранить ее! (Ответы детей)
Итог:
- Как вы думаете, ребята, разговор, который состоялся сегодня, важен для нас?
-Почему?
- Хотелось бы вам узнать о своих близких, защищавших нашу страну от фашистских захватчиков?
- Я думаю, что этот разговор мы обязательно продолжим.
Звучит эпиграф.
Ученик:
Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить, Только не забыть бы это,
Лишь бы не забыть.
Эта память, верьте, люди,
целой земле нужна.
Если мы войну забудем-
Вновь придет она.
Звучит музыка, дети поют.
Песня «Мы на свет родились»
На экране фотографии счастливого детства.
(Фотографии из жизни класса) |