Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 24.11.2024, 03:13

Официальный сайт МБОУ СОШ № 20 г.Читы

Меню сайта
Категории раздела
Методическая работа [2]
Воспитание [3]
Форма входа

Калейдоскоп школьной жизни

Главная » Статьи » Воспитание

Сценарии классных часов

Сценарии классных часов

Сценарий классного часа, посвященный

Мемориальному ансамблю «Могила Неизвестного Солдата» 

                                       

Цель:  рассказать детям о бессмертном подвиге советских людей , о героической защите страны  от фашистских захватчиков, о неизвестных солдатах не вернувшихся с войны.

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; экран.

                                                «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен»

                                                               Ход:

Учитель:

Мемориальный ансамбль «Могила Неизвестного Солдата» расположен в Александровском саду у стен Московского Кремля. Проект выполнили архитекторы Дмитрий Иванович Бурдин, Юрий Романович Рабаев и В.А. Климов, при участии скульптора Николая Васильевича Томского.

Надгробную плиту венчает бронзовая композиция в виде солдатской каски и лавровой ветви, которые лежат на боевом знамени.

В центре мемориала находится ниша, где установлена бронзовая звезда с вечным огнем и нанесена надпись буквами из лабрадорита:

                              «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен»

(авторство приписывают поэту Сергею Михалкову единолично, хотя в некоторых источниках есть утверждение о коллективном труде в лице Михаила Луконина, Константина Симонова, Сергея Смирного и самого Михалкова).

 На экране демонстрируется военная хроника открытия памятника.

 

2 ученик:

По левую сторону от могилы Неизвестному Солдату установлена плита из малинового кварцита, на которую нанесена надпись «1941 ПАВШИМ ЗА РОДИНУ 1945». Правая сторона комплекса представляет собой гранитную аллею с расположенными на ней блоками из порфира темно-красного цвета, с указанием городов-героев и изображением медали «Золотая Звезда» (в каждый блок замурована капсула с землей из соответствующего города).

 

3 ученик:

Далее от аллеи городов-героев размещена стела в честь городов воинской славы. Монумент представляет собой блок длиной порядка 10 метров, выполненный из красного гранита. На нем надписи - «ГОРОДА ВОИНСКОЙ СЛАВЫ» и поименный список самих городов.

 

4 ученик: Из истории памятника Неизвестному Солдату в Александровском саду

3 декабря 1966 года, в дни празднования 25-летней годовщины разгрома немецко-фашистских войск под городом Москвой, к Кремлевской стене в Александровском саду был перенесен прах неизвестного солдата из братской могилы, которая располагалась перед въездом в подмосковный Зеленоград (41 километр Ленинградского шоссе).

5 ученик:

Вот как описывали это событие в советской прессе:

«… 2 декабря 1966 года, в 14 часов 30 минут, останки одного из покоящихся в братской могиле воинов поместили в гроб, увитый оранжево-черной лентой. Молодые солдаты, стоявшие в почетном карауле, сменялись каждые два часа весь вечер, всю ночь и утро следующего дня. 3 декабря в 11 часов 45 минут гроб установили на открытую машину, которая двинулась по Ленинградскому шоссе к Москве. На Манежной площади состоялся митинг, и гроб с останками Неизвестного солдата под артиллерийский залп был опушен в могилу».

6 ученик:

Мемориальный комплекс «Могила Неизвестного солдата» был торжественно открыт 8 мая 1967 года. Вечный огонь зажег Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев, который принял факел, зажженный на Марсовом поле города Ленинграда, от прославленного летчика, Героя Советского Союза Алексея Маресьева.

7 ученик:

С тех пор, в памятные дни, связанные с событиями Великой Отечественной войны, во время посещения столицы государственными делегациями из зарубежных стран, к Могиле Неизвестного Солдата возлагают венки и множество цветов, проходят строем солдаты Почетного караула.

8 ученик:

Вечный огонь лишь однажды был потушен и перенесен на Поклонную гору 27 декабря 2009 года. Это было связано с проведением реконструкции комплекса. Вернули его на место 23 февраля 2010 года.

 

За этот период были проведены реставрационные работы, а также работы по установке стелы «ГОРОДА ВОИНСКОЙ СЛАВЫ».

9 ученик:

В наши дни мемориал «Могила Неизвестного Солдата» у Кремлевской стены стал культовым местом. Возложить цветы и посмотреть развод Почетного караула, несущего вахту на посту №1, приходят москвичи, гости столицы и многочисленные туристы из зарубежья.

10 ученик:

На надгробной плите установлена бронзовая композиция — солдатская каска и лавровая ветвь, лежащие на боевом знамени.

В центре мемориала — ниша с надписью «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен» (предложенаС. В. Михалковым, по другой версии — результат совместного творчества поэтов и писателейМ. К. ЛуконинаС. В. МихалковаК. М. Симонова и С. С. Смирнова.[1]) из лабрадорита с бронзовой пятиконечной звездой в центре, в середине которой горит Вечный огонь славы.

11 ученик:

Слева от могилы — стена из шокшинского малинового кварцита с надписью: «1941 Павшим за Родину 1945»; справа — гранитная аллея с блоками из тёмно-красного порфира. На каждом блоке — название города-героя и чеканное изображение медали «Золотая Звезда». В блоках содержатся капсулы с землёй городов-героев:

 

 

12 ученик:

Справа от аллеи городов-героев — стела из красного гранита в честь городов воинской славы. Стела представляет собой блок на гранитовом постаменте, схожий с блоками аллеи городов-героев, длиной около 10 метров. В левой части стена с надписью «Города воинской славы»; справа вдоль блока — названия 40 городов воинской славы, разбитых на столбцы по 4 города в каждом:

Белгород

Малгобек

Воронеж

Туапсе

Вязьма

Козельск

Нальчик

Тихвин

Старый Оскол

Таганрог

Курск

Ржев

Луга

Великие Луки

Кронштадт

Архангельск

Выборг

Тверь

Ковров

Малоярославец

Орёл

Ельня

Полярный

Великий Новгород

Наро-Фоминск

Волоколамск

Калач-на-Дону

Анапа

Ломоносов

Можайск

Владикавказ

Елец

Ростов-на-Дону

Дмитров

Псков

Брянск

Владивосток

Колпино

Петропавловск-Камчатский

Хабаровск

 

 

   
 

Звучит песня «День Победы»

 

 

 

 

 

 

           

 

 

 

  

                                                       

           

                

Классный час «Урок Памяти»

Цель: патриотическое воспитание обучающихся

Задачи:

1.Углубить представления  обучающихся о Великой Отечественной войне.

2.Воспитание чувства гражданственности, гордости за исторические свершения нашего народа.

3.Формирование умений у школьников вести поисковую работу, связанную с историей родных и близких, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны.

Оборудование:

  1. Фрагмент фильма «Они сражались за Родину».
  2. Письмо капитана Масловского сыну (в  конвертах - треугольниках).
  3. Воспоминания детей войны (карточки для работы в группах).
  4. Мультимедийное оборудование. Презентация к уроку (ppt)
  5. Песня из кинофильма «Офицеры».    
  6. Фонограммы к песням  «Землянка», «Мы на свет родились»
  7. Выставка книг о войне.

На доске  тема и эпиграф  классного часа.

« Урок памяти».

 Боль войны - неподъёмная кладь.
И большая людская беда!
Эту память у нас не отнять:
Никому! Ни за что! Никогда!

Вступительное слово учителя:

Эта память о прошлой войне
Не даёт мне покоя давно.
Наша жизнь дорога нам вдвойне,
Когда войны мелькают в кино!

Великая Отечественная война ворвалась в жизнь мирного народа. Люди не жалели жизней и шли в смертельный бой.

-Что так преданно они защищали?

 (Дом, семью, детей, город,  Родину)

Кадры на экране о Родине.

Родина – улица наша и дом,

Где ты играешь с любимым котом,

Луг, чтоб бежать по траве босиком,

Речка со светлым зеленым леском.

Зимний денек со снежком,

Лед под блестящим коньком,

Садик и школа потом…

Родина…

- Что значит для вас Родина?

Наша Родина – Россия.

Говорят, что чувство любви к Родине необъяснимо. Родина – мать. А разве можно не любить маму? Разве можно бросить ее в беде?

Россия – самая большая в мире страна. Здесь варят сталь, осваивают космос, растят хлеб, учат детей. Здесь безграничны поля и необъятны равнины.

 Все это, наверное, и создало русский характер. В нем широта души и долготерпение. Здесь всегда жили люди, которые мыслями, чувствами, делами всей своей жизни утверждали Добро, Красоту, Правду.

Поэтому и встали как один на защиту своей земли. 

Фрагмент фильма «Они сражались за Родину».

- Какие чувства вы сейчас испытали? К чему обратила вас память?

 (Ответы детей)

Учитель:

Я смотрю старый фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить:

Почему нашим людям и нашей стране

Столько горя пришлось пережить?

1 ученик:

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,

Чтобы не было войн и смертей,

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей.

-Вспомним, как все начиналось.

3 ученик:

Казалось, было холодно цветам

И от росы они едва поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок в росинках весь к цветку приник.

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось?

Кадры о начале войны.

4 ученик:

Война вошла в жизнь нашего народа ненавистным воем вражеских бомб, разрушенными городами и селами, миллионами убитых на фронтах, угнанных в рабство, замученных в лагерях смерти.

На защиту Родины становился весь наш народ. В сердце каждого закипала ненависть к врагу.

Немало подвигов хранит память народная. Обыкновенные люди, два мальчишки- бойца. Они до войны и не знали друг – друга. Но сражаясь вместе, как два брата, отстояли свои рубежи.

2 ученика читают стихотворение:

Василий Лебедев-Кумач. Два друга.

Дрались по-геройски, по-русски

Два друга в пехоте морской:

Один паренек был калужский,

Другой паренек – костромской.

Они точно братья сроднились,

Делили и хлеб и табак,

И рядом их ленточки вились

В огне непрерывных атак.

В штыки ударяли два друга,-

И смерть отступала сама!

- А ну-ка, дай жизни, Калуга?

- Ходи веселей, Кострома!

Но вот под осколком снаряда

Упал паренек костромской...

- Со мною возиться не надо...-

Он другу промолвил с тоской.-

Я знаю, что больше не встану,-

В глазах беспросветная тьма...

- О смерти задумал ты рано!

Ходи веселей, Кострома!

И бережно поднял он друга,

Но сам застонал и упал.

- А ну-ка... дай жизни, Калуга!

Товарищ чуть слышно сказал.

Теряя сознанье от боли,

Себя подбодряли дружки,

И тихо по снежному полю

К своим доползли моряки.

Умолкла свинцовая вьюга,

Пропала смертельная тьма...

- А ну-ка, дай жизни, Калуга!

- Ходи веселей, Кострома!

Учитель:

 Не унывали наши защитники, проявляя героизм и храбрость, поддерживали друг друга в дни тяжелых испытаний. Тогда и рождались русские пословицы «Родина – мать, умей за нее постоять».

- А вы, какие пословицы   помните об этом?

(«Чужой земли мы не хотим, но и своей не отдадим». «Лучше смерть принять, чем Родину предать». И др.)

Так порой писали с фронта солдаты своим близким, давая наказ верности Отечеству.  До сих пор в музеях страны сохранены солдатские конверты, которые бережно напоминают нам о тех людях, их заботах и  надеждах, их заповедях.

Кадры писем с фронта.

- Давайте возьмем солдатские треугольники, прочтем  их.

В своем письме капитан Масловский обращался к сыну Юрию: «Ну вот, милый мой сын, ну вот мы больше не увидимся. Я получил задание, выполнив которое, не вернусь живым… Этого ты, мой малыш, не пугайся, а гордись той смелостью, с которой пойдет твой папа к смерти, но к победе. От выполнения моего задания зависит жизнь тысяч людей. Сын, ты в каждом письме просил и ждал моего возвращения. Без обмана: больше не жди и не огорчайся, что оставляю тебя. Ты не один, с тобой Родина! Прощай сын! Прощайте все! Любите Родину. Январь 1944 г.»

-Что вас взволновало в письме капитана Масловского?

-Какой наказ дал капитан своему сыну?

Трудно солдатам было на фронте. А что помогло не унывать, не падать духом бойцу?

Помогала солдатам   и песни.  Они вспоминали о родном доме, о своих близких, обо всем, что дорого сердцу.

Звучит песня «Землянка».

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола как слеза,

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти четыре шага.

Пой гармошка вьюге назло

В белоснежных полях под Москвой,

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой…

- Давайте вспомним,  какими они были, защитники Родины?

(Ответы детей: храбрыми, мужественными, выносливыми, проявляли смекалку)

 

Учитель:

Да. И вместе с тем, это были совсем обычные люди, ничем внешне не похожие на богатырей. Все богатырское они носили в себе, в глубине сердца: горячий патриотизм, несгибаемое мужество, непреклонную стойкость.

К сожалению совсем мало остается тех, кто прошел всю войну, вынес на своих богатырских плечах все ее тяготы. Но живы дети войны – свидетели тех страшных лет.  Что они помнят о войне?

На экране кадры о детях войны.

Ученик:

Дети детство узнали в руинах домов,

Эту память вовек не убить,

Лебеда – их еда, а землянка – их кров,

А мечта до Победы дожить.

- У детей война отняла детство.

Тысячи мальчишек и девчонок трудились в тылу врага наравне с взрослыми, заботились о раненых, помогали красноармейцам.

Прочитаем воспоминания детей.

Работа в группах.

«В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели, сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы».

«Я родилась в Ленинграде за пять лет до войны. Зимой 1941-1942 годов не стало отопления, света, воды, и стены домов промерзали. В ту пору на окнах обязательно была светомаскировка, которая скрывала свет иногда горевшей свечи и помогала маме убедить меня – ребенка, что это ночь (даже если был день), а ночью никто не кушает, надо потерпеть. Блокадный паек – 120 граммов хлеба из смеси опилок и муки… А есть очень хотелось, и чувство голода – это одно из устойчивых воспоминаний моего детства…»

«900 дней продержался в блокаде город-герой Ленинград. «Ленинградские дети»… До какого-то момента мы были как все дети, смешливыми, веселыми, изобретательными. Играли осколками снарядов, коллекционировали их (как до войны коллекционировали марки и конфетные фантики), убегали на фронт, ведь передовая была совсем  рядом. А потом мы становились самыми тихими на земле детьми. Мы разучились шалить, даже улыбаться и смеяться, даже плакать».

«Мой папа был военным врачом. Война застала нашу семью под Брестом 22 июня 1941 года. Мне было девять с половиной лет. На моих глазах погибли родные, а я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка».

«Мы были малы и не участвовали в Великой Отечественной войне. Когда нам не хватало тетрадок, мы писали диктанты на газетах. Собирали колоски на полях или лекарственные растения в тайге. Шефствуя над ранеными фронтовиками в госпиталях или над семьями погибших воинов, мы чувствовали себя маленькими солдатами, борющимися против фашистских захватчиков».

 Обсуждение детских воспоминаний о войне:

-Что вас поразило в этих воспоминаниях?

1418 дней длилась Великая Отечественная война. Фашисты разрушили и сожгли 70 тысяч городов, сел и деревень, 84 тысячи школ, Враг не щадил ни стариков, ни женщин, ни детей. Война унесла более 27 миллионов жизней советских людей.

Давно закончилась война, но в памяти нашей подвиги тех, кто  защищал нашу страну от фашизма.

Фонограмма песни «Нет в России семьи такой»

Фотографии встреч  со Дня Победы.

Учитель о своих дедушках – защитниках Родины.

Некоторые ребята рассказывают о своих близких:

 

Учитель: В прошлом году мы встречались с ветеранами, которые живут в нашем городе:

Фотографии высвечиваются на экран.

- Что вы запомнили с этих встреч?

- О чем они мечтали в дни войны? (Ответы детей)

Сколько лет прошло со Дня Победы!

Сколько мирных и счастливых лет!

Благодарны вам за то, отцы и деды,

Что сказали вы фашистам «Нет!»

Благодарны вам за то,

Что отстояли

Вы Отчизну дорогой  ценой,

Чтоб улыбки детские сияли,

Вы на смерть шли, жертвуя собой.

 

- А что мы можем сделать сегодня для тех, кто защищал нашу Родину? Самая главная наша задача - помнить о тех страшных годах, нести эту историю своим  детям, внукам, бережно хранить ее!  (Ответы детей)

Итог:

- Как вы думаете, ребята, разговор, который состоялся сегодня, важен для нас?

-Почему?

- Хотелось бы вам узнать о своих близких, защищавших нашу страну от фашистских захватчиков?

- Я думаю, что этот разговор мы обязательно продолжим.

Звучит эпиграф.

Ученик:

Будем жить, встречать рассветы,

Верить и любить, Только не забыть бы это,

Лишь бы не забыть.

Эта память, верьте, люди,

целой земле нужна.

Если мы войну забудем-

Вновь придет она.

Звучит музыка, дети поют.

Песня «Мы на свет родились»

На экране фотографии счастливого детства.

(Фотографии из жизни  класса)    

Категория: Воспитание | Добавил: School-20 (10.12.2014) | Автор: Глухова Оксана Анатольевна
Просмотров: 1305 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Block title
Block content
Полезные ссылки
  • Сайт г.Читы


  • Школа №20 г.Читы © 2024